Reportings
Психоаналитик. Писатель. Естественно, не форматный. Точнее даже так: "естественно-неформатный". Выдающаяся личность. Фотограф. Эксперт Wanted. Автор и создатель "Нового психологического журнала": http://newpsychology.info/
Житие за Христовой пазухой
Я не призываю к пассивности в ожидании успеха. Я призываю к пониманию феномена «удачи», как диалектики «случайности».
Русские, обычно искренние в своей наивности, полагают, что пределом мечтаний является быть либо кумом королю, либо жить, «как у Христа за пазухой», либо жить, как в раю. Этим вся наивность представлений о том, что значит, «жизнь удалась» исчерпывается. Тут же, поодаль, синим трупиком, всплывает глагол «везёт». Абсолютно безличный, оставляющий того, кому «везет» в абсолютной пассивности и неведении. Иногда к пункту процветания «вывозит кривая». Вот, собственно, и все определения, относящиеся к категории народной мудрости, приводящие меня, по-крайней мере, к выводу абсолютной метафизичности понятия удачи-успеха.
Вчера я встретил добрую знакомую. Даму, в полном смысле этого слова. Она — хороший врач, гинеколог. Была когда-то. Много лет назад из соображения карьерного роста и личной безопасности ушла на руководящую правительственную должность. Занималась демографическими программами. Охраняла материнство и детство. Думала — ненадолго. Вышло — до пенсии. Ее «ушли» на заслуженный отдых, как только стукнуло шестьдесят. Она энергична, красива и умна. На мой вопрос: как дела? - ответила, жестко педалируя: «Супер»!
Внутри себя я засомневался. Она показалась мне несколько экзальтированной, с эпилептическим блеском в глазах. Вчера она даже спрыгнула с парашютом. Так велел гуру. “Also sprach Zaratustra”! В голосе Натальи — тревожащий восторг. Её присутствие в реальности, по пятибалльной шкале, я оценил на «три». Была она, как бы «над» ситуацией. Походила на человека, потерявшего родственника, не верящего в потерю, при всей ее очевидности.
Профессор Цыганков, психиатр, участвовавший в ликвидации армянского землетрясения 1988 года в Спитаке, рассказывал мне, что наблюдал необычное поведение армян, вмиг лишившихся всего. За секунды ушли под землю дома, со всем скарбом, детьми, женами, родителями, кошками и собаками. Из земных разломов еще долго был слышен лай Жучек и Шариков, или как армяне называют своих песиков? Те, кому повезло, по вечерам, когда эмчеэсники прекращали свою деятельность по извлечению хладных тел из провалившегося в преисподнюю города, собирались стайками, жгли костры, пили домашнее вино и весело балагурили по-своему. Переводчица-армянка сообщила, что они говорят о мертвых, как будто, они и не мертвые вовсе, а живые. Будто вышли из дому в булочную. Один мужчина, например, жаловался на то, что его исчезнувшая дочь плохо учится, что ей нужно подтянуться по английскому и математике, не то она останется в седьмом классе на второй год. Шло время. Чем меньше было шансов (а их уже не было) обнаружить хотя бы тела, тем веселее и непринужденнее становились вечерние посиделки трагически несчастных людей. Это — защита. Психологическая защита отрицанием. «Не хочется верить», – так обычно мы говорим в минуты вящей скорби. Не хочется — и не будем! Днем, эти мужчины и женщины в сосредоточенной печали помогали спасателям разгребать руины, по вечерам вновь собирались вместе, пили, смеялись. Прошло много времени, прежде, чем эти люди приняли жестокие правила реальности. Многим из них потребовалась помощь психиатра в осознании произошедшего.
Принятие случившегося, как вы сами понимаете, было равно принятию факта, что создавая здание мира, Всевышний что-то не учел. «Но если боги — обманщики, не стоит жить на свете!» – восклицал персонаж островской «Снегурочки».
Знакомая, что списана была по возрасту на кладбище системы, в грустных мыслях обратилась к заезжим фокусникам, что предложили ей какой-то треннинг, типа «Мы – молоды, счастливы, талантливы»! Вышла она оттуда уже не в печали, а, как я уже сказал, сильно эйфорическою и слегка не конгруэнтною. Счастье, веселость и возбуждение ее были монотонными, как стенания известной вам Ярославны. Это мое впечатление. Радость была внушенной. Не сплошной. Не сквозной. Какая-то часть Наташи демонстрировала идиотскую суетливую жизнерадостность, как музыка советских композиторов, другая — все также оплакивала собственную ненужность. Она оставалась внутренне неподвижной.
На мой вопрос, как за неделю (а это была еще первая ступень!) им удалось это с ней сделать, она с пузырьками шампанского в голосе воскликнула:
- Гриш, они оттрахали меня по-полной!
Я с сарказмом подумал: «Лучше бы они оттрахали тебя по-настоящему». В слове «трахать» – нет, ведь, и намека на любовное вожделение, «трахать» – плохо замаскированная агрессия.
Я прекрасно понимаю, что надолго ей этого не хватит. Радость через силу, это хуже, чем знания через силу! Потом наступает истощение и апатия. У товарища Сталина было такое фундаментальное эссе «Головокружение от успехов». Похоже?
Ребята, я вовсе не против тренингов. Я не говорю, что они вредны, они просто бесполезны. Я не видел ни одного человека, который бы после треннингов поднялся, стал здоровым, счастливым и (или) богатым. Я вообще не люблю групповую терапию. Мне думается, что рецепт счастья (вечной молодости, здоровья, богатства) можно добыть лишь в очень интимной обстановке. C дорогим и очень откровенным экспертом, чьи знания и мудрость не вызывают у вас никаких сомнений.
Успех — это очень лично и индивидуально, как секс. Ощущение невезучести порой возникает из-за сравнения своего modus vivendi с неким усредненным стандартом. Как сказала знакомая, очень, между прочим, умная ведьма, люди ходят на тренинги, потому, что пойти-то больше некуда. Не в церковь же! Там, уж, вам всенепременно докажут, что настоящая удача ожидает чела после того, как он откинется, а теперь нужно потерпеть, закусить удила, смириться.
Кстати, тут меня один эксперт, третьёго дни, навел на одну pdf- клинопись, свободно распространяемую в Интернете. Он намекнул мне, что-де, мужайся, ты не один: парень пишет о том же. Внимательно прочтя сие, клюнув на огромное количество скачиваний, я был сильно разочарован. Мой коллега, пишет на тему о вреде тренингов в стиле кабацкого шансона, употребляя выражения, вроде того, что все это – «лапша на ушах». Заблудших овец (людей, то есть) обзывает баранами, ослами и т. д. Лубочно-приблатненный вариант «антикарнеги». Книжка — просто образец популистского стиля, как частушка: «не ходите девки замуж — ничего хорошего…». В хорошей, повторяю, хорошей психологии существует неписанное правило: «никогда не давать советы». Если ж вы сталкиваетесь с «экспертом» навязчиво дающим прямую директиву — бегите от него, чем скорее, тем лучше. Он говорит, не о вас, а о себе. Хороший эксперт — это андерсеновский ребенок, крикнувший «А король-то голый»!, а самая лучшая терапия, что мне только ведома — это переписка Улицкой с Михал Борисычем Ходорковским.
По всей видимости, понятие «попсы» существует, существовало и будет существовать во всех областях человеческой культуры, включая и религию и психологию. Впрочем, психология в худших ее формах и есть разновидность культа. Очень много лет мои приятели рассказывали мне об одной группе, которую посещала городская элита. Не только рассказывали, но и удивлялись совершенно искренне, отчего я не присоединяюсь к весьма успешному психологическому проекту авторского эниостиля. «А жаль, что не знаком, ты с нашим петухом». Обвиняли меня в интеллектуальной ревности к руководителям этой милой секточки, проповедующей успех ради успеха. Да уж, эти гуру бы мне объяснили, что я – «зигзаг», и в такой-то позиции у меня «восток». Грустно это все и безжизненно. Взяли самого гуманного из гуманистов - Карла-Густава Юнга, создателя самой, что ни на есть гуманистической аналитической психологии, - ободрали, как кролика и приспособили к своим роботическим схемам соционики. Самое ужасное, что эти эниостилисты-психологи когда-то служили в КГБ. И все этим сказано. Ну, не верю я, ребята, что кэгебист когда-нибудь станет человеком. Не верю! При мне фамилию супругов Панченко дружки-приятели вслух не произносят. Гнева моего страшатся. Потому, как я — человек, а не круг, квадрат или зюгзаг. Не станут бывшие сотрудники госбезопасности наводить вас на грибные места.
Удачи в поиске удачи. Пардон за тавтологию. Buena Fortuna!